понедельник

Морская прогулка

Проснулся я ближе к обеду, т.к. накануне у меня был вояж по ночным клубам Стокгольма. Не скажу, что удачный, потому что пошел наобум, без подготовки и предварительной разведки.
Сначала я долго ждал открытия дискотеки в Golden Hits, но не собралось достаточное количество людей, все переместились в караоке бар и там уже развлекались под собственные песни. Я не большой любитель караоке, но все происходило достаточно весело.
Потом была дискотека в холле отеля Radisson, потом я еще был в паре мест, но уже не помню где и как нызываются.
Вобщем время провел сумбурно, особенно если учесть, что в то время в Стокгольме начинался Европрайд, то целующихся и обнимающихся однополых парочек по клубам было много. Я вполне толерантный человек, но в моей "деревне" это зрелище нетипичное, поэтому приходилось заставлять себя не пялиться на таких отдыхающих.

На следующий день у меня была намечена прогулка на кораблике по Стокгольму и посещение музея Васа.
Кораблики оснащены аудиогидом на десятке языков, просто одеваете наушники, берете карту с маршрутом в руки и наслаждаетесь экскурсией.

Морская прогулка
Вид на Стокгольм с воды еще красивее! С одной стороны город стоит на Балтийском море, другую сторону омывает озеро Меларен.

Набережная
Согласно скандинавской мифологии, озеро создала богиня Гефьюн, которой древний шведский король Гулфи пообещал столько земли, сколько она сама сможет унести за одну ночь. Богиня превратила своих четырех сыновей в быков и с их помощью перенесла землю в Данию, где образовался остров Зеландия. А на месте той земли — озеро Меларен.

На берегу озера шведы устраивают дикие пляжи, где отдыхают от городской суеты.

Дикий пляж
Экскурсия занимает около полутора часов, мы проплыли под 15 мостами и прошли два шлюза Слюссен и Хаммарбюслюссен. Было очень интересно и красиво. Я не люблю фотографировать через окно, но тут не удержался, т.к. с берега такой снимок сделать невозможно:

Корабль, остров Юргорден
После морской прогулки я отправился на музейный остров Юргорден.
Тут находится Скансен, этнографический музей под открытым небом, Музей Васа, музей для детей Юнибаккен, Парк аттракционов Грёна Лунд, Национальный музей истории культуры (Северный музей), и несколько музеев в бывших частных замках.

Больше всего я хотел посмотреть на Музей Васа. Музей, посвященный одному кораблю - флагману королевского военного флота.

С этим кораблем связана трагикомическая история.
История Васы началась 16 января 1625 года, когда король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. Новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблём из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике.
Судно имело водоизмещение около тысячи триста тонн, шестьдесят четыре пушки, отлитые из бронзы, вес которых был равен восьмидесяти тоннам, а также бортовую команду в четыреста пятьдесят человек. На тот момент это было очень большой и дорогой корабль, который украшала изысканная резьба с позолотой.

Корабль Васа
Свое название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Васа.
В воскресене 10 августа 1628 года Васа вышел в свое первое плавание от королевского дворцового причала. Выйдя за пределы королевского порта, суперкорабль, согласно морской традиции, дал двойной пушечный залп в честь короля и всех, кто собрался на набережной. Когда дым прошел, провожающие увидели страшную картину.
Корабль, которому отводилась роль флагмана и чем гордился королевский флот, медленно заваливался на бок, потом зачерпнул воду орудийными портами и стал уходить на дно.

Музей Васа
Фактический строитель корабля умер за год до катастрофы и строительством продолжил руководить король, он не разбирался в кораблестроениее и корабль имел конструкционные недоработки.
Действительно, Васа имел слишком высоко расположенный центр тяжести, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля.

Макет Васа внутри
Вот так описывает выход Васа в море википедия:
Летом 1628 года Васа стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.

К воскресению 10 августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось порядка 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания «Вазы» была выбрана военно-морская база Эльвснаббен, к юго-западу от Стокгольма.

В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов, Васа отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в своё первое плавание.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и Васа начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё порядка 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду.
Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с Васой погибло около 50 человек — почти половина из находившихся на борту людей.

Матрос Васа
Вот такая невеселая история.
В тотже день я еще посетил музей под открытым небом Скансен, но о нем в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий